Задача-шутка
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять!
(И вы, ребята, попробуйте.)
Сколько птичек?
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.
Эта — зяблик,
Эта — стриж,
Эта — развеселый чиж.
Ну а эта — злой орлан.
Птички, птички,— по домам!
(Посчитайте, сколько всего птиц.)
Потешка
Нажила себе чечетка,
Нажила себе лебедка
Много внучат:
Два Гришутки
В люльке качаются,
Два Степана
Со сметаной управляются,
Две Наташи
Кашкой питаются,
А два Коли
Да две Оли
У окошечка сидят,
По лепешечке
Едят.
Сколько же всего внучат?
Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик значит был (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего (два) зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало.. (три).
Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»
Ну, стало быть, их уж (четыре).
Ба! Вот бежит один опять —
Теперь уж зайцев будет (пять).
Спешит еще один из рощи —
Так, значит(шесть), чего же проще.
Тут прибежал еще косой —
Так зайцев (семь), ведь он седьмой.
К ним одного еще попросим.
Тогда всех зайцев будет (восемь).
Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»
Он их спросил: «Так нас тут (девять)?»
«Да, девять,— молвят те в ответ,—
Но вожака все нет, как нет».
А тот бежит, болотце месит.
Примчал и молвит: «Нас тут (десять)
(Учитель читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)
ДЕСЯТЬ ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ
Сели однажды на изгородь в ряд
Десять веселых и шустрых ребят.
— Смирно сидите, нельзя баловаться,
Как бы с забора друзьям не. сорваться.
Только сказали — один из ребят
Не удержался, свалился назад.
Десять ребят на заборе считалось,
Крайний упал, значит, девять осталось.
Жердь, затрещала, другой из ребят
Тоже упал, значит, восемь сидят.
Но и сосед не сумел удержаться,
Спрыгнул он сам, чтобы целым остаться.
Было всех восемь, один убежал,
Я только семь шалунов насчитал.
— Братцы! А жерди трещат как от боли
Сеня, ты с краю, так спрыгивай, что ли
Волей-неволей приходится слезть.
Стало без Сени ребят только шесть.
В шляпе шалун на краю оставался.
Сеню столкнул он и не удержался;
Значит, один выбывает опять.
Было их шесть, остаемся лишь пять.
Тут еще крайний мальчишка сорвался:
Как ни старался, — не удержался.
Только надолго ли это? Смотри,
Вася летит — остается уж три.
Начали трое ребят баловаться,
Изгородь стала под ним качаться,
В шапке мальчишка, сорви-голова,
Спрыгнул, и мальчиков стало уж два.
А как один еще спрыгнул с забора,
Только один и остался без спора
(Один из учеников составляет и решает примеры на доске: 10; 10—1=9; 9—1=8; 8—1=7; 7—1=6; 6—1=5; 5—1=4; 4—1=3; 3—1=2; 2—1= 1.)
Вот дом, который построил Джек,
А это пшеница, которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это веселая птица-синица, которая часто ворует
пшеницу,
Которая в темном чулане хранится в доме, который
построил Джек:
А вот это кот, который пугает и ловит синицу, и т. д.
(Прочитать все стихотворение, в нем, дети должны насчитать 10 объектов: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, 2 петуха.)
КАК?
Как число 10 можно записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий?
(2+2+2+2+2=10)
Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действий?
(1+2+3+4=10)
Как число 10 можно записать одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий?
(5+5; 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1;2+2+2+2+2)
Как сделать 10 из двух спичек?
(X — римская цифра 10)
Какая ступень будет средней у лестницы в 10 ступеней?
(У лестницы в 10 ступеней нет средней ступени, у нее есть пара средних ступеней — 5-я и 6-я).
В пустые клетки впишите цифры, чтобы все восемь примеров были решены.
(Ответ:
7+3—5=5
6—2+4=8
8+4—6=6
5+5—3=7)
БУДЕТ ЛИ СОЛНЦЕ?
В 2 часа дня в Киеве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов?
(Нет, так как через 10 часов будет 12 часов ночи и солнца в это время не бывает).
СКОЛЬКО?
На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила Аленушку с братцем съесть по 2 яблочка. Сколько осталось на яблоньке?
В школьную команду надо было набрать из класса 6 пловцов, а у нас на 4 пловца больше. Сколько пловцов в нашем классе?
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось десять. Сколько могло быть кур и сколько собак?
(2 собаки и 1 курица, 1 собака и 3 курицы)
На аэродроме было 10 самолетов, а вертолетов на 4 меньше. 3 вертолета улетели. Сколько вертолетов осталось на аэродроме?
(Вертолетов было 6 (10—4), осталось 3 (6—3))
Возле кормушки были голуби и синички. Синичек было 10. Сколько всего было птиц, если синичек на 2 больше, чем голубей?
(Голубей — (10—2) 8; всего — 18 (10+8))
Встречаясь утром по дороге в школу, Аня, Оля, Катя, Дима и Алеша подают друг другу руки. Сколько всего рукопожатий получается при этом?
(10)
За линейку и карандаш мальчик заплатил 8 коп. Девочка купила линейку и два карандаша и заплатила 10 коп. Сколько стоит линейка? Сколько карандаш?
(Девочка купила на один карандаш больше и заплатила на 2 коп. больше, значит, один карандаш стоит 2 коп. Так как линейка и карандаш стоят 8 коп., следовательно, линейка стоит на 2 коп. меньше, т.е. 6 коп. Итак, карандаш — 2 коп., линейка — 6 коп.)
В первой коробке 10 карандашей, во второй столько, сколько в первой, в третьей столько, сколько во второй. Сколько в третьей коробке?
По рецепту врача купили в аптеке 10 таблеток. Врач прописал принимать лекарство по 3 таблетки в день. На сколько дней хватит этого лекарства?
— Дай мне 5 копеек, — говорит брат сестре, — тогда у нас денег будет поровну.
Сестра дала ему 5 копеек.
На сколько больше денег было у сестры, чем у брата сначала?
(На 10 копеек)
УГАДАЙ МОНЕТЫ
Мать дала сыну 1 коп., 2 коп., 3 коп., а затем добавила еще 4 коп. Он же обменял все полученные деньги на две одинаковые монеты. Какие?
(На два пятака)
Игрушка стоит 10 копеек. Какими монетами можно уплатить за эту игрушку?
(Двумя пятаками, по одной копейке 10 раз, по две копейки 5 раз, и т.д.)
У Маши две монеты по 3 копейки и две монеты по 2 копейки. Она хочет купить линейку за 5 копеек и две тетради по 3 копейки. Хватит ли ей денег?
(Нет, так как у нее 10 копеек, а покупка стоит 11 копеек)
У брата было 4 трехкопеечные монеты, а у сестры 10 двухкопеечных. Сколько своих монет сестра должна отдать брату, чтобы денег у них стало поровну?
(2)
У Саши было 5 коп. Мама дала ему еще 3 монеты.
Всего стало 10 коп. Какие монеты дала мама Саше?
(1 коп., 1коп., 3 коп., или 2 коп., 2 коп., 1 коп.)
УКАЖИТЕ ВОЗРАСТ
Гале 10 лет, она на 3 года старше Кати. Сколько лет Кате?
Гале 10 лет. Катя моложе ее на 3 года. Сколько лет Кате?
Брату 7 лет, а сестре 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10 лет?
Четырьмя прямыми линиями разделите прямоугольник на десять частей так, чтобы в каждой. части было по одному кружку.
ГОЛОВОЛОМКА
Поставьте нужное число вместо знака вопроса.
(Ответ: число 5; как и в предыдущих примерах, нижнее число является полусуммой двух верхних).
(Ответ: число 8; как и в предыдущих примерах, нижнее число меньше числа слева на 2 и больше первого тоже на 2).
КТО ПРЫГНУЛ ДАЛЬШЕ
На соревнованиях леопард прыгнул в длину на 7 м. Это на 1 м дальше, чем собака. Антилопа прыгнула на 4 м дальше, чем собака, и на 7 м дальше, чем лягушка. На сколько метров прыгнули антилопа, лягушка, собака?
(Леопард — на 7 м; собака — на 6 м; антилопа — на 10 м (6+4); лягушка — на 3 м (10—7))
СТАРИННАЯ ЗАДАЧА
Летела стая гусей, а навстречу им гусак.
— Здравствуйте, десять гусей!
— Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей, то тогда бы было десять. Сколько в стае гусей?
(10—3=7)
КАК ПОДЕЛИТЬ ИРИСКИ
У бабушки два внука: первоклассник Гена и дошкольник Игорь. Бабушка купила 10 ирисок и сказала Гене, чтобы он Игорю дал на 2 ириски больше, чем взял себе. Как должен Гена разделить ириски?
ЗАГАДОЧНЫЙ ПРИМЕР
Задача очень не проста,
Найти не каждый сможет,
Чему равняется звезда,
Велосипед и ежик?
(Ответ:
звезда — 3
Ежик — 2
Велосипед — 5)
КОСМИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ
Чему равняется ракета,
Сказать ты можешь или нет?
Билет на Марс.
Но у билета
Есть свой космический секрет!
(Ответ: ракета равно трем)
ЗАГАДОЧНЫЙ ПРИМЕР
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался.
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи,
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?

(Ответ:
1423
1745
6298
9466)
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
СКАЗКА «ЕДИНИЦА-ОЗОРНИЦА»
Единица шла-шла-шла
И еще одну нашла.
Ухватила бойко, превратила
В двойку,
Длинношеего гуся.
Сказка тут еще не вся, (1+1=2)
С двойкой единица
Сотворила чудеса.
Поглядите, что за птица
Полетела в небеса! (2+1=3)
Нет, ее не удержать,
Будем сказку продолжать.
Единица, как стрела,
Мигом тройку догнала.
Выстрел меткий,
Точно в тире.
Превратилась три в четыре. (3+1=4)
Цифра сильная четыре,
Выжимать умеет гири.
Поднимает целый пуд.
Единичка тут как тут.
— Четверка, я с тобой дружу.
Хочешь фокус покажу?
Единичка ее хвать —
Превратила в цифру пять (4+1=5)
Это цифра непростая,
Как пружинка завитая,
С непривычки трудновата,
Да ведь это не беда
Вам бы надо с ней, ребята
Подружиться навсегда.
5 — пятерка в дневнике,
5 — пальцев на руке,
5 — у звездочки концов,
5 — в скворечнике скворцов.
Вдруг примчалась единица,
Единица-озорница,
Скачет, забавляется,
К цифрам прибавляется.
Потому и сказочка
Наша не кончается. (5+1=6)
Вот шестерка в дом стучится,
Дверь открыла единица:
— Проходите, проходите,
Ой, ребята, поглядите,
Ведь шестерки нет теперь,
А семерка входит в дверь. (6+1=7)
Что с тобою, цифра семь,
Что ты сгорбилась совсем.
Единицу я ищу,
Стать восьмеркою хочу.
Озорница вмиг нашлась.
Сказка дальше понеслась. (7+1=8)
Цифра восемь — два колечка —
Выбегает на крылечко,
Поскакала вперевалку,
Зацепилася за палку,
И упала и пропала,
Нет, она девяткой стала. (8+1=9)
Это все ведь единица,
Единица-озорница.
Это все ее вина —
Палочка-то ведь она.
По тетрадке, как лошадка,
Скачет весело девятка.
Единичку к ней приделать —
Будет палка и кружок.
Было девять, стало десять. (9+1=10)
Цифры знаешь ты, дружок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни —
Так и эдак, эдак-так —
Не обидятся никак!
(Дети показывают руки, поворачивая ладони вправо, влево, вправо, влево.)
Пальчик, пальчик, где ты был? (показывать)
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять;
Один, два, три, четыре, пять —
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство, друг.
(Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.)
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три,
А за ними посмотри,
Идут четыре, пять, шесть —
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим
И десяток вмиг составим.
(Это стихотворение, выученное детьми и декламируемое ими на уроке математики в период изучения первого десятка, вполне может быть использовано как физминутка.)
ЖИВЫЕ ЦИФРЫ
Учитель вызывает к доске 10 учеников, дает им цифры от 1 до 10. Ученики получают разные задания:
а) учитель называет числа; названные делают шаг вперед;
б) выходят только соседи названного числа;
в) учитель придумывает примеры и выходит только тот, у кого ответ на этот пример или задачу;
г) учитель делает несколько хлопков, стучит в бубен, ударяет по клавишам игрушечного пианино и еще показывает цифру (одну или две); должен выйти ученик, число которого есть сумма или разность всех услышанных и увиденных чисел;
д) далее учитель может усложнить задания, например:
— какое число на 4 больше четырех?
— я задумала число, отняла от него 3, у меня получилось 7. Какое число я задумала?
— если к задуманному числу прибавить 2, то получится 8.
Чему равно задуманное число?
Надо стараться подбирать такие задания, чтобы в ответах не повторялись одни и те же числа, чтобы каждый мог активно участвовать в игре.
Дети, сидящие за партами, должны сигнализировать светофорами, правильно ли ученики у доски справляются с заданиями.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и познакомились мы с цифрами от 0 до 9 и даже с основой десятичной системы счисления — числом 10.
Давайте напоследок вспомним хорошенько все, о чем мы узнали из этой книги, и помогут нам в этом наши верные друзья — стихи и сказки!
СКАЗКИ ПРО ЦИФРЫ
Прежде чем мы попадем с вами в сказочную Страну Цифирию, попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа.
1 — обломанный сучок
2 — утка
3 — ласточка
4 — стул перевернутый
5 — серп
6 — дверной замочек
7 — кочерга
8 — два бублика
9 — кот с хвостом.
Отправляемся в путешествие. Дорога выводит «ас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».
Ну что ж, давайте попробуем. В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном. У крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по. два (8). У пенки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево, (9). Поставили у стола перевернутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь. А на уроке математики попробовали все это (все-все) нарисовать. Нужно только, чтобы этот домик действительно был математическим.
Книга подходит к концу. Много стихов, сказок, пословиц и загадок про числа и цифры узнали ребята. Но мы совсем забыли про математические знаки и действия. Ведь если эти знаки обидятся и уйдут со страниц книжки, нельзя будет решить ни одной задачки, ни одного примера. Давайте и про них послушаем.
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Как нету на свете
Без ножек столов
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий без знаков.
Я ПЛЮС,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я — добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
СЛОЖЕНИЕ
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка для всех!
За тобою и за мной
Запоет весь шар земной!
(А. Строило)
Я — МИНУС,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
ВЫЧИТАНИЕ
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки — орешки,
У Маришки — матрешку,
У Андрюшки — новый мяч.
Во дворе — и вой, и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть — подружек нет,
(А. Стройло)
Вычитаем!
Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед и снег.
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет.
Сложим солнышко с дождем
И немного подождем
И получим травы,
Разве мы не правы?
(Э. Мошковская)
Я — знак УМНОЖЕНИЯ
Для облегченья сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.